- Лента ОмГТУ
- Новости
- #ЛицаОмГТУ: о профессоре кафедры «Инженерная геометрия и САПР» Константине Панчуке
#ЛицаОмГТУ: о профессоре кафедры «Инженерная геометрия и САПР» Константине Панчуке
Константин Панчук – профессор кафедры «Инженерная геометрия и САПР», почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации и выпускник Омского политеха. Он работает в вузе уже более 50 лет и ведет активную научно-исследовательскую работу в области геометрического компьютерного моделирования.

Константин Леонидович, расскажите, как Вы оказались в Омске и почему выбрали для поступления Омский политех?
Я родился на Украине, в Винницкой области, недалеко от границы с Молдавией. До 7-го класса учился там. Потом с родителями переехали в Казахстан, закончил там школу с серебряной медалью.
Вместе с моим школьным другом мы участвовали в областных олимпиадах по физике, занимали призовые места и были нацелены на поступление в Томский политехнический институт на специальность «ядерная физика». После окончания школы мы сели на поезд и отправились в Томск. В Омске у нас должна была быть пересадка. Недалеко от вокзала я увидел рекламное объявление об Омском политехническом институте. Он меня так заинтересовал, что я резко изменил свое решение и решил поступать сюда. Таким образом, в 1971-м году я стал студентом политехнического института на специальности «Автоматизация и комплексная механизация машиностроения».
Нравилось здесь учиться, поэтому решили остаться в науке?
Я всегда любил учиться, и желание стать учёным было осмысленным. Помню, на первом курсе за экзамен по начертательной геометрии мне поставили «четвёрку». Это меня абсолютно не устроило – по моим убеждениям, я лучше разбирался в предмете. Тот экзамен у меня принимал тогда заведующий кафедрой Анатолий Николаевич Подкорытов. В последующем, с третьего курса, он стал привлекать меня к научно-исследовательской работе. Мы решали прикладные задачи, связанные с методами начертательной геометрии, проектированием режущих инструментов и другие. Тематика научных исследований, связанных с развитием теории конструктивных методов начертательной геометрии и их практических приложений, была для меня живой и постоянно интересующей.
По окончании института в июне 1971 года меня распределили на работу в Узбекистан на авиационное предприятие, но Анатолий Николаевич, который к этому времени уже был деканом факультета автоматизации, узнав об этом, «все переиграл» и обратился ко мне с предложением остаться на кафедре. Я согласился. Через два года поступил к нему в аспирантуру и спустя три года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Кинематический метод конструирования сопряженных поверхностей класса винтовых при проектировании металлорежущих инструментов».
Какие исследования для Вас самые значимые?
Наука геометрического моделирования интересна тем, что она нужна буквально повсюду. Социальные процессы, явления природы, техника и технологические процессы производства, медицина, архитектура… Мы работаем со всем, что можно математически моделировать. Любой математической модели можно дать геометрическую интерпретацию, сопровождая ее соответствующей компьютерной визуализацией. Это позволяет увидеть и понять многие нюансы и тонкости, скрытые в математической модели объекта и на выходе получить оптимизированную геометрическую модель с более простыми и точными решениями в сравнении с математической. В качестве примера – один из моих аспирантов, ныне кандидат технических наук, дал геометрическую интерпретацию известной математической модели, применяемой в спутниковой системе локации и представляющей собой систему квадратичных уравнений с численными методами решений этой системы. В результате были получены понятные и точные решения задачи локации.
Тематика наших исследований достаточно разнообразна. В кандидатских диссертациях моих аспирантов исследуются и математически моделируются в сопровождении геометрических интерпретаций решения задач формообразования поверхностных форм автомобильных дорог, поверхностей проточных частей машин и агрегатов в авиастроении, карманных поверхностей изделий машиностроения, лемешных поверхностей прогрессивных рыхлителей почвы в сельскохозяйственном машиностроении, поверхностей архитектурных форм, моделирования кровеносных сосудов человеческого организма и многое другое.
Для всего этого нужно специальное программное обеспечение, Вы сами занимались его разработкой?
Компьютерная программа – это переходный мостик между разработанной математической моделью изделия и созданием его цифровой копии. Программ существует много, но всегда приходится адаптировать их под конкретные теоретические и прикладные задачи. Поэтому наша специальность – «Инженерная геометрия и компьютерная графика. Цифровая поддержка жизненного цикла изделия» – носит комплексный, разноплановый характер. Нужно обладать глубокими знаниями математики и геометрии (как раздела математики), владеть языками программирования и разными компьютерными системами.
Сложно ли обучить этому студентов?
Мы на кафедре стремимся не просто показать студентам, как работать в САПР – нажимать на кнопки, чтобы компьютер строил линии, несложно. Важно научить их понимать, что представляет собой ядро системы автоматизированного проектирования, какая математика в нем заложена, как на его основе создать свою цифровую модель и вывести ее на экран. Студентам нужно не только запомнить функционал изучаемой САПР, но и понимать его суть и возможности.
С 2011-го по 2014-й год Вы были заведующим кафедрой «Инженерная геометрия и САПР». Чего удалось добиться за это время?
Я стал заведующим, когда под этим названием, предложенным мною ректорату, были объединены кафедры «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» и «САПР машин и технологических процессов». Пожалуй, одним из главных направлений моей деятельности в этой должности была подготовка к открытию диссертационного совета в ОмГТУ по нашей научной специальности. Он был открыт позже, в 2018 году, и действует в настоящее время по двум специальностям: «Инженерная геометрия и компьютерная графика. Цифровая поддержка жизненного цикла изделия» и «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ». Причем по первой в России существует всего два диссертационных совета – у нас в Омске и в Нижнем Новгороде (ННГАСУ). В настоящее время наша кафедра и родственная кафедра в ННГАСУ – это наиболее профессиональные в научном и учебно-методическом плане кафедры в стране. В целом в России не более 15 докторов по нашей научной специальности, четверо из них работают в ОмГТУ. Кроме того, на нашей кафедре работают 5 кандидатов технических наук по этой специальности, трое из которых – мои бывшие аспиранты.
Что больше всего запомнилось за годы учебы и работы в политехе?
Годы учебы в вузе хранятся в памяти как некоторый временной интервал молодой жизни – яркой, наполненной энергией устремлений, поисков, разочарований и надежд. Этот интервал заканчивается, к сожалению, очень быстро, но с приобретением инженерной профессии – базиса для успешного перехода на следующий жизненный этап. Студенческие годы были насыщенными и интересными. Мы часто ездили на уборочные, сами организовывали там быт, собирали урожай, работали на лошадях, тракторах. Студенческие отряды тоже были очень популярны. В 1974 году, будучи уже преподавателем, я был командиром студенческого отряда численностью около 300 человек, который занимался рыбообработкой в период путины на Сахалине.
Что касается последующего периода работы в политехе, то, конечно, помнится все, что связано, прежде всего, с кафедрой, которой я обязан всем, чего достиг в своей жизни. Среди ярких воспоминаний – зарубежные поездки. Например, в 2014 году состоялась поездка в Австрию на международную конференцию по геометрии и графике, на которой было представлено 7 докладов по геометрическим исследованиям от нашего политеха. Также одним из ярких событий стало Всесоюзное совещание заведующих кафедрами и ведущих специалистов в области геометро-графической подготовки. Оно прошло в Омске на базе ОмПИ в 1980-м году и собрало около 450 участников со всех республик бывшего СССР. Все светила науки собрались здесь, это было очень значимое мероприятие для Омска и нашего вуза.
В 1998-м году в Московском авиационном институте мною был прочитан курс лекций по геометрическому моделированию для преподавателей – тогда проходили масштабные полугодовые программы по повышению квалификации, на которые в обязательном порядке приезжали преподаватели со всей страны, обменивались опытом, повышали свой профессиональный уровень, налаживали творческие контакты.
Какое напутствие дадите студентам?
Хотелось бы ответить словами нашего советского и российского поэта А. Д. Дементьева:
«Сбереги в себе силу разума,
И к познанию страсть сбереги.
На пути тобой избранным
Разное ожидает тебя впереди.
Пусть нелегкая эта дорога,
Ты по ней прошагать не спеши.
Знай, удел далеко не многих –
Совершенствование души.
Что с собой тебе взять – призвание,
И любовь, и желанье идти.
А талант и богатство знаний
Пусть опорою станут в пути».








